Первоначальной тенденцией развития христианского погребального обряда в России явилось постепенное вытеснение языческих наслоений из христианских танатологических ритуалов. Кульминацией данного курса стал Стоглавый Собор 1551 года, осудивший языческие обряды как сатанинское действо. В частности, осуждалось приношение на могилу съестных припасов, чревоугодие и распитие спиртных напитков на поминальных тризнах. Считалось, что употребление алкоголя во время поминовений усопшего не только не облегчит его участь, а усугубит совокупность грехов и возможно, послужит фактором, склонившим чашу весов к осуждению усопшего на муки ада. Строго следилось, чтобы на православном кладбище не были захоронены представители иной веры, лица, умершие в явном неверии или во грехе. По этой причине, к примеру, погребение Степана Разина было осуществлено на татарском кладбище (у руководителя казацкого бунта мать была турчанкой и исповедовала ислам). К умершим во грехе относились погибшие от пьянства, аборта, самоубийства. Во время Ивана IV кладбище самоубийц находилось в районе Останкино, по сей день считающееся демоническим местом на карте Москвы. Указанным категория умерших отказывалось в праве на проведение погребального обряда по православному чину - отпевание. За них разрешалось лишь подать милостыню, не называя при том имени умершего.
Вектором развития погребальной культуры петербургской России является процесс десакрализации православного ритуала. С эпохи классицизма погребальные церемонии наряжаются в римские неоязыческие тоги -воздвигаются надгробия, возлагаются венки. Но в православной интерпретации памятник есть память, а венок - это хомут на душу умершего. Железные и каменные кресты различной конфигурации также являлись отступлением от православного канона, признающего лишь деревянный надгробный крест, то есть подобный тому, на котором распяли Христа. Изображение усопшего на надгробии, тем более на распятии, не только существенно расходилось с православной танатологией, но привносило в погребальный обряд антихристианский культ. Массовое паломничество на кладбища в Пасху прямо противоречит православному предписанию не посещать в данный праздник места захоронений. Пасха есть жизнеутверждающий праздник победы над смертью, а потому танатологические обряды в этот день неуместны. На Пасху даже грешники в аду не подвергаются мучениям.
От правильного осуществления обряда захоронения зависит упокоение души умершего и потому крайне важно знание и соблюдение мельчайших деталей погребального ритуала. Как же лучше приготовиться к смерти, как правильно встретить ее?